Вопрос донорства органов уже долго обсуждается в обществе. Некоторые сторонники акцентируют внимание оппонентов на том, что такие органы могут спасти жизнь многих людей. Другие же боятся недобросовестных врачей, которые будут использовать человека как набор органов, на которых можно хорошо заработать.
На заседании Комитета ВР по вопросам здравоохранения были рассмотрены альтернативные законопроекты, которые предлагают внести изменения в законодательство относительно трансплантации донорских органов.
Эти законопроекты имеют существенное отличие относительно того, согласно какой презумпции — согласия или несогласия — будет в дальнейшем происходить забор донорских органов.
Законопроектом № 2386а, который разрабатывался совместно с Минздравом, предлагается презумпция согласия. То есть человек при жизни должен официально оформить письменное заявление о несогласии быть донором. В противном случае после смерти врачи вправе изъять из тела умершего органы, которые могут быть использованы для спасения жизни и здоровья другого пациента.
В свою очередь в альтернативном законопроекте № 2386а-1, автором которого является народный депутат фракции БПП Ольга Богомолец, в основу положена презумпция несогласия, которая оставляет за человеком право на выбор, и не может привести к изъятию органов без его согласия. На сегодняшний день ситуация в Украине такова, что презумпция согласия может привести к злоупотреблениям, считает автор проекта.
После дебатов депутаты пришли к компромиссному решению: рекомендовали принять за основу законопроект № 2386а-1, а дискуссию о презумпции, согласно которой будет происходить изъятие органов у умершего человека, продолжить в ходе обсуждения проекта при подготовке ко второму чтению.
В части первой статьи 6 законопроекта содержится исчерпывающий перечень принципов применения трансплантации — «добровольности» и «бесплатности, за исключением костного мозга», что вызывает возражения.
Следует отметить, что принцип «бесплатности, за исключением костного мозга» не корреспондируется с нормами международных актов в сфере трансплантации, которыми запрещается использование человеческого тела, его частей, органов, тканей как источника финансовой прибыли.
Одним из этих документов является, в частности, Конвенция о защите прав и достоинства человека в связи с использованием достижений биологии и медицины: Конвенция о правах человека и биомедицине (Овьедо, 04.05.1997 г.), в статье 21 которой провозглашается, что «тело человека и его части как таковые не должны быть источником получения финансовой выгоды».
Кстати, Конвенция является не единственным международным документом, который содержит подобное нормативное положение. Запрет использовать человеческое тело и его части как источник финансовой прибыли содержит, в частности статья 3 Хартии основных прав Европейского Союза (07.12.2000 г.). Кроме этого, следует упомянуть Всеобщую декларацию о геноме человека и правах человека (11.11.97 г.), согласно которой человеческий геном в его естественном состоянии не должен быть источником финансовой прибыли.
Принципы не коммерциализации любых частей тела человека также содержат национальные законодательства Австрии, Бельгии, Греции, Дании, Ирландии, Италии, Нидерландов, Испании, Франции и Швеции.
Как мы видим, если этот законопроект вступит в силу, то легально продавать органы умершего будет нельзя, их можно будет только передавать бесплатно. Но будет ли данное правило реально действовать в нашей платной медицине? Или органы будут изымать бесплатно, а покупать за большие деньги?
О нечестности чиновников мы можем судить по коррупционным схемам, которые они применяют. В том числе, в банках с деньгами клиентов или в государственных предприятиях с бюджетными средствами.