Как стало известно WikiLex, вне законодательного регулирования сегодня остался вопрос применения меры пресечения, ареста имущества, отстранения от должности в случае возвращения судом уголовного дела прокурору на дополнительное расследование. Так, пунктом 12 Переходных положений действующего УПК Украины предусмотрено, что расследование уголовных дел в случае возврата их судом прокурору для проведения дополнительного расследования проводится в порядке, предусмотренном УПК 2012 года.
Депутаты Я. Я. Безбах, Р. М. Сольвар и Е. Л. Матвийчук считают, что применение меры пресечения, ареста имущества, отстранение от должности также должны происходить по нормам действующего УПК Украины. При этом принятые по нормам УПК 1963 года меры, арест имущества, отстранение от должности должны быть отменены. Однако, данный вопрос не был отражен при принятии УПК 2012 года.
Сейчас в органах досудебного следствия находится значительное количество дел, возвращенных на дополнительное расследование, в которых до сих пор лицам не вручены подозрения в совершении уголовных преступлений по причине отсутствия законных оснований, а потому и для применения меры пресечения, ареста имущества, отстранения от должности отсутствуют законные основания.
Однако, эти меры продолжают действовать, поскольку были применены по нормам УПК 1963 года и не отменены, что является недопустимым нарушением и сужением конституционных прав и свобод человека и гражданина.
В связи с этим в ВРУ был представлен на рассмотрение законопроект №3513 от 24.11.2015 года относительно изменений в УПК.
Законопроектом предлагается дополнить пункт 9 раздела XI Уголовно-процессуального кодекса Украины новым абзацем следующего содержания: «Меры пресечения, арест имущества, отстранение от должности, которые применены во время дознания и досудебного следствия до дня вступления в силу настоящего Кодекса, отменяются в случае возвращения судом уголовного дела прокурору для проведения дополнительного расследования».
Заметим, что депутатами также рассматривается вопрос об отмене пожизненного заключения для женщин. Хотя некоторые юристы усматривают в этом нововведении дискриминацию прав мужчин.