ДЕЛОВЫЕ НОВОСТИ В ДОСТУПНОЙ ФОРМЕ

24 сентября текущего года правление НБУ приняло решение и с 25 сентября 2015 года снизило учетную ставку с 27% до 22% годовых. Думаю, отношение к снижению ставки – это, наконец-то, выбор модели экономического роста, т.е. либо мы сможем расти за счет расширения потребления, либо — за счет инвестиционного спроса. Снижение ставки также подразумевает, что мы стимулируем потребительский спрос, пишет директор Института развития экономики Украины Александр Гончаров.

В принципе, эта цепочка действий может выглядеть так: снижаются процентные ставки, кредиты брать становится выгоднее, а сберегать – наоборот. Это значит, что надо потреблять, брать кредиты и потреблять. Подчеркну, это лишь один из вариантов. При этом следует учитывать состояние экономики страны и весь баланс рисков. И не хотелось бы, чтобы с помощью монетарной политики наши финансовые власти оказали очень слабое влияние, а, во-вторых, временное влияние на темпы экономического роста.

На мой взгляд, сейчас, понизив учетную ставку НБУ, основной фокус действий Кабмина и Нацбанка должен быть сосредоточен на проведении структурных реформ – только они смогут обеспечить устойчивый рост украинской экономики. С обязательным учетом положительного зарубежного опыта, например, Федеральной резервной системы США, у которой есть двойной мандат. Это – снижение инфляции и поддержание занятости. Действительно, представители ФРС США нередко подчеркивают, что они на уровень инфляции могут повлиять мерами монетарной политики, т.е. установить количественную цель – к концу 2015 года около 2%. На ситуацию с занятостью, прежде всего, влияют структурные факторы, в частности динамика и структура рынка труда.

К сожалению, у нас все значительно сложнее и хуже. Так, 22 сентября Всемирный банк снова ухудшил прогноз по инфляции – до 50% с 40%, а падения ВВП Украины до 12% с 7,5%, плюс 25 сентября посол США в Украине Джеффри Пайетт, выступая на финансовом форуме в Одессе, заявил, что некоторые сотрудники ГПУ «открыто подрывают реформы». Что же, если не изменить ситуацию к лучшему, не трудно спрогнозировать наше ближайшее будущее, вопрос только, как скоро начнут украинские рынки валиться и экономика в целом – через месяц или через три. Это не вопрос, что будет, а – когда?!

Почему так происходит, и что нужно изменить? В первую очередь, не должно у нас во власти происходить размывание ответственности. Каждый высокий чиновник должен заниматься своим делом. И Нацбанк просто обязан координировать свою политику с правительством. Также важно понимать сегодня и логику украинского бизнеса, у которого кредиты, высокие процентные ставки и т.д. Наконец, дайте предпринимателям хотя бы какие-то ориентиры по валютному курсу.

В самом деле, и бизнесу сложно, и гражданам тяжело в нынешней ситуации. Тем более, что теперь в подавляющем большинстве расчетов бизнес-проектов номинальным «якорем» стал уровень инфляции в стране. И двухзначная цифра инфляции вызывает у предпринимателей особое беспокойство в условиях экономического спада. Поэтому нужны конструктивные дискуссии властей и представителей реального сектора экономики, финансовой индустрии, малого и среднего бизнеса. Важно срочно учиться хеджировать различные риски, активно использовать инструменты хеджирования на украинском финансовом рынке.

Задачи очень сложные и ответственные стоят перед Национальным банком и Кабмином Украины. Ведь у нас до сих пор чрезвычайно высокая инфляция, большие инфляционные ожидания и в основном структурная природа экономического спада. Вот почему допускаю, что только изменение ситуации до крайне негативного уровня, когда нашим политикам и финансовым властям уже некуда будет отступать, может заставить их, наконец, принять правильные и возможно радикальные решения. А без этого, вероятнее всего, никуда. К тому же наши высокие чиновники не способны быть быстрыми и гибкими в этих тяжелых во всех отношениях условиях и тем более самостоятельно принимать эффективные и сильные экономические решения. Поэтому у нас ни одно правительство не справлялось со сложными задачами и проблемами.

И что делать? Вероятнее всего, следует Кабмин превратить в исключительно исполнительный орган. А подготавливать решения, включая проекты постановлений КМУ, должна группа высококлассных экспертов, в т.ч. иностранных. В свою очередь, в Украине нужна конкуренция, открытые рынки, а для малого и среднего бизнеса — широкие возможности зарабатывать и позволять себе большее. И, конечно, нужны деоффшоризация экономики и дальнейшее поэтапное понижение учетной ставки НБУ.