Популярный журналист и блогер Виталий Портников, используя свой огромный опыт работы, в том числе, в конфликтных зонах, пытается разгадать, что сейчас творится в душе «президента всея Руси». После парижских переговоров у Владимира Путина остается не так уж и много вариантов на выбор. А его телевизионное выступление после возвращения из Франции не позволяет до конца понять, что все-таки решит в отношении Донбасса президент РФ.
«Воскресное телевизионное интервью президента, посвященное итогам встречи в Париже, создало еще одну информационную реальность. В этой реальности контроль над границей должен быть возвращен Украине до конца года, но сразу же после избрания новой местной власти по украинским законам. «Как только мы выбираем новую украинскую власть, то ОБСЕ, которая сейчас должна начать контроль неконтролируемого участка, передает функции контроля украинским пограничникам. Завершиться этот процесс должен до конца года, перед принятием изменений в Конституцию. Все очень просто, так написано в Минске, и никто не делает никаких попыток это ревизовать.
Слова президента действительно соответствуют 9 пункту Минских соглашений, предполагающему, что восстановление полного контроля над государственной границей со стороны правительства Украины должно начаться в первый день после местных выборов, а завершиться – после всеобъемлющего политического урегулирования к концу года. Под всеобъемлющим урегулированием действительно подразумеваются местные выборы и конституционная реформа, предусматривающая децентрализацию и принятие постоянного законодательства об особом статусе.
Осталось понять одно – как все это может произойти к концу года.
Президент утверждает, что его российский коллега пообещал уже завтра проинформировать относительно отмены сепаратистских выборов. Но даже если такая отмена действительно состоится в ближайшее время – а из Москвы поступают отчетливые сигналы, свидетельствующие о поиске поводов, мешающих такой отмене – для проведения выборов на Донбассе необходимо еще провести консультации в рабочих группах и принять соответствующие изменения в законодательстве. На всю эту процедуру остается не более 90 дней, при этом сами консультации в рабочих группах начнутся только завтра – и, кстати, уже их атмосфера продемонстрирует, готова ли Москва к реальным компромиссам. Если консультации завершатся успехом, необходимо еще время на принятие решений в парламенте. И все это выглядит куда более длительным периодом, чем 90 дней. При этом наблюдатели ОБСЕ даже и не приступили еще к мониторингу границы – и трудно сказать, насколько полноценным будет этот мониторинг и действительно ли можно будет назвать его контролем. Но, подчеркну, я не очень верю в сам успех консультаций. Потому что для Путина отмена выборов в «республиках» – это уже поражение. И он будет искать – и находить – тысячу причин, чтобы эти выборы провести.
Понимает ли это Порошенко? Думаю, очень хорошо понимает. Но он понимает и другое – то, что для европейцев проведение сепаратистских выборов и означает срыв Минского процесса. И об этом вчера в очередной раз – и в гораздо более жесткой форме, чем после встречи в Париже – сказал президент Франции Франсуа Олланд, подчеркнувший, что проведение этих выборов будет означать настоящий раскол Украины.
Таким образом, Порошенко толкает Путина на санкции. Новые санкции. Те санкции, которых так хочет избежать российский президент. И Путин оказывается перед очень непростой дилеммой – отказ от сепаратистских выборов, фактическое признание своего поражения и начало процесса ухода с Донбасса – или проведение выборов, новое ухудшение отношений с Западом и новые санкции.
Решение ему придется принимать уже в ближайшие дни».