Если Вы собрались в поселковый совет для оформления договоров и государственного акта на право собственности на земельный лесной участок, не поленитесь лишний раз проверить документы, какая площадь земельного участка, так и нормативную базу, относительно полномочий поселкового совета по данному вопросу. А что делать, если уже договорено с партнером вложить в проект инвестиции, подготовлен бизнес-план, а поселковый совет разъяснил Вам, что он не уполномочен решать такие вопросы? К кому тогда обращаться? Если подобные правоотношения решать в судебном порядке, рекомендую Вам сначала ознакомиться с точкой зрения высшей судебной инстанции, которая Вам будет существенным аргументов, как в споре, так и информацией для избегания ненужных проблем и заранее проигрышных дел.
Итак, что же по этому поводу думает ВСУ? Каким из его решений и выводов стоит пользоваться как руководителю, так и юристу в подобных правоотношениях во избежание споров и «неприятностей» с государственными органами?
Как известно из Лесного Кодекса, передача в собственность, предоставлении в постоянное пользование для нелесохозяйственных потребностей земельных лесных участков площадью более 1 га, находящихся в государственной собственности, относится к полномочиям Кабинета Министров Украины в сфере лесных отношений (статья 27 ЛК в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений (2008 год).
WikiLex информирует, что Верховный Суд Украины на заседании Судебной палаты по гражданским делам 30 сентября 2015 года рассмотрел дело № 6-196цс15 признании незаконным и отмене решения Брюховицкого поселкового совета, признании недействительными договоров и государственного акта на право собственности на земельный лесной участок и обязательстве вернуть его в распоряжение государства.
Земельные участки, в том числе и спорный земельный участок, которые были отчуждены по решению поселкового совета, относятся к землям лесного фонда категории лесов первой группы (леса населенных пунктов, которые предназначены для выполнения рекреационных, санитарно-гигиенических и оздоровительных функций), и во время принятия поселковым советом решения об их отчуждении находились в государственной собственности и выбыли из владения собственника — государства — помимо его воли, поскольку в соответствии с действующим законодательством право распоряжения ими принадлежало Кабинету Министров, однако никаких действий по распоряжению указанными земельными участками правительство не совершало, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии правовых оснований для истребования спорного земельного участка от добросовестного приобретателя в порядке статьи 388 Гражданского кодекса. Такая же правовая позиция была высказана при рассмотрении дел № 6-99цс14, № 6-65цс15.