ДЕЛОВЫЕ НОВОСТИ В ДОСТУПНОЙ ФОРМЕ

Бизнесмен и блогер Александр Соколовский рассуждает о том, чего могут добиться в современной политике, казалось не серьезные партии и кандидаты. Рассматривая пример одной партии, которая наделала серьезный фурор в Исландии, хотя при этом была абсолютно юмористическим проектом, он задается вечным вопросом: кого лучше выбирать — комиков или казнокрадов?

«Для меня в бочке дегтя нынешней избирательной компании есть и ложка меда — это стеб Гарика Корогодского и Ройтбурда Александра, которые хоть и ярко участвуют в Киеве и Одессе, но «не идут» (к сожалению)! Хотя зря. Есть замечательный пример, когда фейковая партия, решив постебаться, выиграла выборы.

Было это совсем недавно в 2010 в Исландии на мэрских выборах. Их неожиданно для всех и для себя в первую очередь выиграл Йон Гнарр и стал мэром Рекьявика (и вторым после после премьер-министра человеком в Исландии, ведь в столице живет треть исландцев). После чего анархо-сюрреалисты 4 года управляли (в коалиции с социал-демократами) столицей!

Началось все с жесткого банковского кризиса 2008 года и последовавшей за ним глубокой депрессии. Банкротами стали многие фирмы, жители и само государство. Тогда же и возникла партия анархо-сюрреалистов, назвавшись Лучшей партией. состояла она из рок-музыкантов, бывших панков и разных творческих богемных персонажей. Ее лидер,Гнарр, был комиком, который придумал типаж скользкого и беспринципного политика, готового всем обещать все на свете, чтобы его выбрали. Загрузил на YouTube несколько своих роликов и создал фейковую страничку партии в интернете, которая была пародией на серьезные партии. От названия Лучшей партии был придуман и ее слоган: «Зачем голосовать за вторую или третью партии, если вы можете получить лучшую?»

Когда Гнарр решил реально участвовать в выборах, он объяснял это тем, что:
— будет весело, а веселья это как раз то, чего очень не хватало жителям Рекьявика!
— политики без разрешения вмешиваются в нашу жизнь, а почему бы нам не поступить наоборот?
— сотворить идеальный перформанс из серьезных выборов.

И по результатам первых опросов Лучшая партия набрала 0,7%.
А затем пошли предвыборные обещания:

— бесплатные полотенца во всех бассейнах;
— парламент без наркотиков к 2020 году;
— построить Диснейленд с бесплатным входом для безработных;
— ввести в страну евреев, чтобы в Исландии появился хоть кто-то, кто смыслит в экономике;
— поселить белого медведя в зоопарке;
— право каждому фермеру держать овцу в гостиничном номере;
— ничего не делать и всей страной отдыхать на хорошей зарплате;
— бесплатный проезд в автобусе… и т.д.
все это с оговоркой: «Мы можем пообещать больше всех других партий, потому, что мы нарушим каждое свое обещание!»

Партия не собирала пожертвования, не просила денег и не печатала плакаты. Во время теледебатов с другими кандидатами на мэра Гнарр не спорил с ними, а травил анекдоты и рассказывал смешные истории. А когда его заставили ответить на прямой вопрос ведущего, что он думает делать с недостроенным аэропортом, Гнарр признался: «Понятия не имею». И в следующем опросе Лучшая партия имела уже 20%! И потешаться над комиком и его командой перестали.

А когда с результатом 34,7% они выиграли выборы в городе, всегда выбиравшем консерваторов, потешаться перестал и сам Йон Гнарр. А премьер-министр Исландии заявила, что результаты выборов — «настоящий шок»!

А потом началось самое интересное. Несмотря на обещание вести расслабленную жизнь за хорошую зарплату, пришлось включаться в работу.

Первая проблема, которую удалось решить, это городской электроконцерн RE, поставлявший электричество и воду почти всей стране и пребывающий с текущими убытками почти в 2 млрд.долл. на родине вулканов и гейзеров, где нужно охлаждать воду, чтобы помыться! Лучшая партия просто отказалась от полагавшихся им мест в совете директоров концерна и пригласила настоящих экспертов. Потом уволили ген.директора и еще 200 человек и упразднили головной офис в гигантском и супердорогом офисном центре, а цену на электричество при этом подняли. Когда Гнарра после этого предупредили, что это аукнется ему на следующих выборах, ответом было: «На каких еще следующих выборах?»

При пустой городской казне Гнарр выступил на гей-параде в женском платье. Провел конкурс самой жирной кошки Рекьявика. Ввел День доброго дня и многое чего еще, доказав, что можно веселиться и без денег — ведь все эти акции для бюджета города были бесплатные, а туристов привлекали все больше и больше. Был разработан стратегический план зонирования территории города, который решил много проблем. Появились десятки километров велодорожек, запустилась программа поддержки малого искусства и реорганизации школ. А рост туризма за эти годы составил 20% в год. При этом удалось полностью реструктурировать финансы и заставить цены на недвижимость в столице снова расти.

После подведения итогов выборов 2010 года Гнарру предрекали досрочную отставку, и это в лучшем случае. Но через четыре года опрос дал им рекордные 38% поддержки! После этого Йон Гнарр объявил о своем уходе из политики и роспуске Лучшей партии.
Он пояснил это так: «Я комик, а не политик». И: «Вопрос, которым я задавался всю жизнь: как трахнуть систему? И ответ на этот вопрос: мы покажем, что неполитики справятся с этой работой. Но уйти со сцены при обеспеченной победе на грядущих выборах — вот это действительно отыметь систему по полной!»