ДЕЛОВЫЕ НОВОСТИ В ДОСТУПНОЙ ФОРМЕ

Жажда обрести лучшую участь сподвигла множество людей выйти на площадь Евромайдана, рискуя своими жизнями. Но, требуя перемен, не стоит ожидать моментальных изменений. Одним из балластов на пути к евроинтеграции Украины стала коррупция. Почему же мы никак не можем от нее избавиться? Когда Украина освободиться от хомута коррумпированности? С чего стоит начать, чтобы устранить этот балласт?

К чему пришли украинцы?

«Задача адвоката заключается в том, чтобы грамотно передать взятку судье», — так коротко и красноречиво описал судовую систему один из бывших офицеров СБУ.

Пожалуй, после таких заявлений причины революции Чести можно не разъяснять. Хотя, многие из бывших революционеров испытывают разочарование в содеянном. Согласно социальному опросу, 80% граждан страны считают, что после Евромайдана уровень коррупции вырос. С таким заключением окончился прошлый год, а новый начался под лозунгами борьбы с коррупцией. По всей видимости, украинские чиновники оказались не слишком рады этой новости.

Несмотря на то, что своих должностей лишилось большое количество судей, прокуроров и следователей, коррупция пока не исчерпывает свои ресурсы.

Эту ситуацию прокомментировал Денис Овчаров – успешный украинский правозащитник, которому первому за историю Украины удалось установить правовые прецеденты:

«Набрать новых судей с улицы невозможно. Это люди выросшие в нашей же стране и реалиях. Аналогия с новой полицией не сработает. Побороть коррупцию в судах может совокупность трех факторов: предоставление гражданам возможностей гражданского обвинителя по заявлениям о коррупции, увеличение материального состояния судей до такого предела. когда им будет реально страшно потерять эту работу. То есть, сделать взятки невыгодными. Пока что у нас в судах в туалетах даже туалетной бумаги нет. Тут неуместно говорить об отказе от взятки. Бытие определяет сознание. И третье: как ни банально, но работа с обществом. Люди сами несут взятки. Их в большинстве случаев никто не заставляет».

Препятствием в борьбе за искоренение коррупции Д.Овчаров называет менталитет общества. По некоторым данным, предоставленных разными источниками СМИ, многие коррупционеры откупаются от законного наказания. Собственно, чего стоило ожидать, если главным коррупционером страны долгое время являлся ее президент. В коррупционных махинациях подозревается даже действующий премьер-министр Арсений Яценюк и президент Петр Порошенко. Некоторые политики в пол голоса поговаривают о причастности «шоколадного короля» к коррупционным схемам В.Януковича.

Впрочем, такова вероятность вполне допустима в стране, которая долгое время имела олигархический режим. Сегодняшняя власть, и в частности Кабмин, активно тормозят процесс борьбы с коррупцией, создавая видимость активной деятельности. В этом нет ничего противоестественного, поскольку сегодняшние чиновники являются выходцами зи «колыбели коррупции».

Впрочем, не стоит винить одну лишь власть. Коррупция пустила свои прочные корни также на общественном уровне. Кроме взяток для поступления в ВУЗы и для устранения штрафа за превышение скорости, многие украинцы платят взятки для приема на работу. Не менее распространенным явлением в обществе продолжает быть лоббизм, который является одним из видов коррупции. Нередко должности и повышения по карьерной лестнице раздаются вовсе не в соответствии с профессиональными навыками, а по знакомству или родству.

За сим нависает осмысленный вопрос: имеет ли право коррумпированное общество жаловаться на своих коррумпированных политиков? Тем не менее, коррупцию необходимо искоренять, поскольку она приносит весомый ущерб всей государственной системе. Как же это сделать?

Противоядие против отравляющей коррупции. Чем нас угостят теперь?

Вопреки своим интересам и личным пожеланиям, правительство Украины вынуждено подавить коррупцию. Такой ультиматум поставили главы ЕС. В противном случае, ни о какой интеграции в альянс речь идти не может. Собственно, именно высокий уровень коррупции в стране лишает Украину возможности получения зарубежных инвестиций и деловых партнеров. По словам политологов, образовавшиеся экономические условия вынуждают украинские власти действовать по предписаниям Европарламента.

Согласно евростандартам, в стране должен действовать Национальное агентство по предотвращению коррупции. Его членами должны быть люди с отличной репутацией, без криминального прошлого, а также с высокими моральными устоями. Своих кандидатов для создания НАПК представила общественность. Кабмин прилежно отредактировал этот список.  Это вызвало недовольство в обществе. Представители общественности так прокомментировали сложившуюся ситуацию:

«Яскравим прикладом цього є маніпуляції Кабінету міністрів навколо створення Національного агентства з питань запобігання корупції (НАЗК) як органу, покликаного контролювати майнові декларації посадовців країни та відслідковувати їх спосіб життя. Внаслідок дій уповноваженого представника Кабінету міністрів громадська частина конкурсної комісії НАЗК, яка складає половину від її складу, була вибрана з порушенням цього закону».

Соответствующее обращение было направлено в Администрацию Президента. Правительство страны живо отреагировало на общественное недовольство. Премьер-министр Арсений Яценюк заявил, что никто никогда не сможет скоррумпировать членов НАПК. Их коррумпировать поздно, недавно один из кандидатов в следователи агентства был арестован по обвинению в коррупционных действиях.

Тем не менее, недавно Петр Порошенко подписал указ о создании НАПК, который начнет свою активную деятельность с 1-го октября этого года.  Пресс-центр Президиума сообщил:

«Метою документу є приведення законодавчих актів у відповідність із Законом та забезпечення практичної реалізації його положень в частині включення новоутвореного державного правоохоронного органу — Національного антикорупційного бюро України (НАБ) до кола суб’єктів відповідних правовідносин у сфері публічного права».

Закон получил №630-VIII «Про внесення змін до деяких законодавчих актів України у зв’язку з прийняттям Закону України «Про Національне антикорупційне бюро України». Этот закон был одобрен Парламентом в июле этого года. Событие прокомментировал Артем Сытник директор Национального антикоррупционного бюро Украины:

«Все законодавство для того, щоб запустити роботу бюро і запустити роботу Антикорупційної прокуратури, вже прийняте. Єдине, що необхідно створити і провести відкритий конкурс на Антикорупційного прокурора.

Ми зробили все, щоб 1 жовтня 70 детективів було, як то кажуть, під парами, і вони готові працювати».

Чем же обернется это нововведение?

   Планы Артема Сытника или новый вид коррупции?

Руководитель Национального антикоррупционного бюро Артем Сытник уже успел поделиться с прессой своими планами о политике внутри организации. Эту идею руководителю подкинул его заместитель Гизо Углава, который ранее занимал пост заместителя главного прокурора Грузии:

«Те, що я почув, і які концепції він запропонував, мені дуже сподобалося. Припустимо, у них в Грузії працювала система кримінального провадження, у них не було цих томів, як у нас. Плюс під кінець його кар’єри у Грузії кількість вироків становила 8%, а 92% – угоди. Припустимо, людина вкрала мільйон – він зізнається та повертає його і отримує не 8, а п’ять років.

Тому практика, яка працювала в Грузії, підходить нашій країні. Це передбачено нашим законодавством, плюс в закон про НАБУ внесена можливість підписання цих договорів, навіть в особливо тяжких випадках».

Некоторые эксперты считают такое предложение несколько сомнительным. Особенно, если учесть то, что Грузия занимает 50-ое место из 175-ти в рейтинге коррумпированных стран. Этот показатель является отнюдь неплохим, но также говорит о том, что антикоррупционные органы этой страны являются недостаточно эффективными.

Тем не менее, новый закон, созданный по европейскому образцу предполагает западный подход, хорошо проверенный временем. Какие же меры стоило бы предпринять Украине, чтобы избавиться от гнета коррупции?

Лучшие традиции Нового Света

Поскольку на протяжении долгих лет Украина входила в состав различных государств, на ее территории господствовали различного рода политические режимы. Это позволило национальным украинским традициям быть менее закоренелыми.  По мнению евроэкспертов, это создает благодатную почву для внедрения новых и более совершенных подходов. Так, некоторые политологи предлагают взять пример с антикоррупционной системы США. В Соединеных Штатах практикуется следующий подход:

  • Если должностным лицом указаны не все его прибыли в декларации о доходах, против него будет возбуждено дело об уклонении от налогов;
  • При подозрении во взяточничестве должностного лица, организовывается провокация для задержания с поличным;
  • Крупные подарки от физического или юридического лица рассматриваются как взятки, если в последствии дарящему была оказана профессиональная услуга.

Для устранения коррупции в рядах полиции, американских полицейских часто и регулярно переводят на службу в другие округи. Благодаря этому государственный служащий не успевает наработать необходимые связи для коррупционных действий.

Важным фактором для устранения коррупции является подавление бюрократии и переход на электронную систему.

Впрочем, не стоит омрачаться негативными прогнозами. Следует отметить, что антикоррупционный комитет был основан в Англии еще в 1134-ом году, в то время как  в Украине эта организация начинает свою деятельность только в октябре 2015-го года.

 

 

 

Подготовила Юлия Мостовая

 

Источники:

http://www.pravda.com.ua

http://news.liga.net/

http://www.radiosvoboda.org/

http://www.5.ua/